Вы находитесь здесь: Главная > Психология > Воспитание ответственности у детей

Воспитание ответственности у детей

Ответственностью называется отдача полного отчета за свои действия и принятие вины за их последствия. Хотя это чувство является характеристикой зрелой личности, закладывать его фундамент следует с малых лет. Именно оно формирует у ребенка осознание, что он является причиной своих поступков и того, к чему они приводят.

До двух лет у малыша еще нет способности прослеживать связь между действиями и возникающими последствиями. Для него они наступают «вдруг». В этот момент важна реакция взрослых – негативная или положительная, на которую он и ориентируется.

После двух лет вы можете заметить изменения в поведении своего ребенка. Они проявляются в его, на первый взгляд кажущемся, «вредном» поведении. Он проверяет, несмотря на отличное знание запрета, действительно ли последует наказание после проделывания какого-либо действия. Именно сейчас необходимо строго соблюдать границу между дозволенным и порицаемым. Этот период продолжается в среднем до 3,5 лет. Затем наступает идеальное время для начального этапа формирования ответственного поведения. Родителям следует определить несколько областей, за которые ребенок несет личную ответственность. Например, ответственность за свои вещи и игрушки, выполнение мелких поручений по хозяйству – принести тарелки, ложки и др.

При выделении определенной области для ребенка следует сделать ее обязательной и строго придерживаться этого, лишь изредка помогая ему. Это позволит сформировать такое качество как инициативность и избежать того, что ребенок становится ведомым. Стоит обратить внимание на то, что оценка ребенком поступков (своих и чужих) ведется по последствиям. Поэтому на данном этапе нужно проявлять как можно меньше негативных реакций, а стремиться к поощрению самостоятельности.

Как говориться в женском журнале, для детей старше пяти лет характерна отдача отчета за свое поведение. Они прекрасно понимают, за что последует наказание. Сейчас очень важно научить ребенка оценивать поступки не по наступающим последствиям, а по внутренним побуждениям, заставившим их совершить. Ведь даже у поступков, которые задумывались из хороших побуждений, могут быть негативные последствия. Например, взявшись помогать маме протирать пыль (побуждение), ребенок может случайно разбить вазу (последствие).

В этом возрасте уже стоит четко определить ответственность ребенка за свои вещи, свой внешний вид, научить его бережному отношению к природе, чужим вещам, своему здоровью. Взрослый может его направлять в нужное русло, но ни в коем случае не подталкивать.

  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.


Текущая версия PHP: 5.4.162.0